АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ПОСЛЕ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

Остались две последние летние недельки. И совсем скоро начнется осенний марафон под названием “Школа”.

Кто-то из родителей уже давно подготовился к новому учебному году: форма обновлена, школьные принадлежности тоже, букет заказан, пустырник закуплен (шутка). А кто-то еще в процессе.

Но что же происходит с главными героями всей этой истории? Поговорим о готовности к школе самих детей. Ведь они точно еще в плену прелестей августа и беззаботности каникул.
А многие родители отмечают, что в начале сентября бывает очень трудно организовать ребёнка после трехмесячного летнего отдыха. Ребёнок не хочет вовремя ложиться спать, рано просыпаться и завтракать, делать домашние задания и т.д. Еще и тёплые дни манят гулять…

Учебное же время отличается значительно большей интенсивностью нагрузки, поэтому возвращение к учебной деятельности всегда стресс для ребенка. Основная задача родителей в этой ситуации – помочь ребенку наиболее безболезненно переключиться в рабочий режим. В среднем, адаптация к школьному ритму после каникул длится примерно месяц.

Как же помочь ребёнку (да и всей семье) в первые школьные дни, чтобы включение в школьный режим произошло эффективнее и мягче?

Предлагаю подстелить соломки и за одну или две недели до начала учебы начать предпринимать следующие шаги:

Установить распорядок дня, характерный для учебного года: ложиться и просыпаться вовремя, следить за регулярностью и качеством питания.

Помнить про физическую активность и свежий воздух: пусть вылазки на прогулку и природу будут регулярны.

В утренние и дневные часы выделить время для тренировки ума: чтение книг, заданных на лето, повторения материала за прошлый год, онлайн тесты, головоломки (на 30-40 минут).

Дать ребенку возможность поучаствовать в сборах к школе: покупке одежды, физкультурной формы, канцелярских товаров и других мелочей, которые пригодятся ребенку в школе. Пусть при этом у него будет право голоса и выбора. Даже если все-все уже куплено, всегда можно найти возможность для последнего штриха.

Создавать положительную мотивацию: созвониться и встретиться со школьными товарищами (если ваш “малыш” уже не первоклассник), пересмотреть фотографии о жизни класса, вспомнить радостные внеурочные мероприятия: экскурсии, выставки, мастер-классы, праздники и вылазки на природу…

1 сентября устроить настоящий семейный праздник. И пусть ваш любимый школьник участвует на всех этапах подготовки:
– что это будет за мероприятие (ужин, совместная поездка, мини-поход или что-то другое);
– где оно состоится;
– как может каждый член семьи поучаствовать в организации этого дня.

Разговаривать с ребенком на тему школы (но без фанатизма, допросов и назиданий). В доверительной беседе он скорее расскажет о своих чувствах, сомнениях и тревогах (если они есть). Ребенок имеет право огорчаться и даже сердиться, что летние каникулы с их беззаботностью кончились. Задача родителя – просто принять, что нормально испытывать не слишком радужные эмоции, опасаться нового. Позволить ребенку излить и пережить свои чувства, просто находясь рядом – очень ценная поддержка. Можно делиться своим опытом школьной жизни, рассказывать, как это было у Вас, как иногда бывало сложно, и как вы с этим справлялись.

Не требовать хороших оценок сразу, дать ребенку время адаптироваться к темпу и ритму учебной жизни. Интересоваться каждый день не оценками, а тем, что интересного и нового сегодня ребенок узнал, что ему понравилось больше всего в школе, упоминая про оценки вскользь и между делом. Это даст ребенку возможность почувствовать себя более безопасно и уверенно.

И помнить, что учеба когда-то заканчивается, а отношения с ребенком остаются. И пусть события школьной жизни не отбрасывают на них тень.